Новости

13.05.2019

Деловая репутация: как создать и укрепить

Вышло в свет второе, переработанное и дополненное издание учебника доцента МГИМО, известного эксперта по управлению репутацией Л.С.Сальниковой «Деловая репутация: как создать и укрепить».

далее...

29.03.2019

28 марта в рамках XXIII Международной научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений выступила доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Л.С.Сальникова.

далее...

Еще новости


Рейтинг@Mail.ru

Харизматик или прагматик?


Требуются «лица»

Эксперты сходятся во мнении: успех современной компании на треть, а то и наполовину зависит от ее руководителя. И это не случайно. В эпоху глобализации, когда у бизнеса больше нет государственных границ, когда транснациональные компании сделали унифицированными мировые рынки сбыта и стандарты потребления, все труднее выстраивать коммуникации между бизнесом и обществом. Современные транснациональные корпорации увеличились настолько, что утратили способность оперативно реагировать на изменения в окружающем мире. Обыватели, далекие от деловой жизни, воспринимают крупные компании как обезличенные, закрытые структуры, которые преследуют свои интересы, отличные от интересов граждан.

Чем крупнее организация, чем обширнее зона ее влияния, тем важнее публичность ее первого лица, тем прозрачнее и понятнее обществу должна быть его деятельность. Современные маркетинговые технологии направлены на то, чтобы «очеловечить» компанию и ее продукцию, приблизить ее к обществу. Когда компания воспринимается потребителем через узнаваемый образ ее руководителя, она становится как бы «своей», а покупают продукцию у «своего» продавца гораздо охотнее. Только через личный контакт с представителями компании потребитель начинает ей доверять. И таким «лицом» организации становится в первую очередь ее руководитель. Чем он авторитетнее, тем позитивнее будет восприниматься компания. Словом, руководитель сегодня – это не просто управленец, принимающий решения, а живое воплощение организации в глазах внешнего мира. Руководитель играет ключевую роль в трансляции внешних коммуникаций, каждое его слово, каждый поступок во многом определяют отношение общества к руководимой им компании.

В то время как влияние руководителя на корпоративную репутацию компании сегодня стало решающим и требования, предъявляемые к первому лицу, существенно выросли, далеко не каждый управленец способен нести такое бремя ответственности. Об этом свидетельствует большая ротация топ-менеджеров из престижного рейтинга « Fortune -100», определяющего сотню лучших управленцев мира: ежегодно до 40% лидеров покидают этот почетный список из-за отрицательного влияния их деятельности на репутацию своих компаний.

Как свидетельствуют исследования журнала Harvard Business Review, публичный лидер способен существенно увеличить капитализацию бизнеса. Издание ежегодно публикует список Топ-100 лучших исполнительных директоров. При составлении рейтинга главным критерием для авторов исследования является рост доходов акционеров компании (с учетом среднего роста фондового рынка в стране и в отрасли) за время пребывания руководителя в должности.

Важно отметить, что советы директоров, менеджеры и инвесторы хотят знать, как глава компании влияет на успехи и неуспехи бизнеса в течении длительного периода времени, поскольку сегодня руководители принимают стратегические решения и составляют планы развития, рассчитанные на долгосрочный период.

По версии Harvard Business Review, в 2009 году 50 лучших СЕО обогатили акционеров своих компаний на $48,2 млрд. (с учетом инфляции, выплат дивидендов, выкупа и выпуска акций). Лидером рейтинга стал Стив Джобс, возглавляющий компанию Apple с 1997 года. За время его работы в этой должности рыночная капитализация компании выросла на $150 млрд., а доход по акциям составил более 3000%.

Примечательно, что Алексей Миллер, глава крупнейшей российской компании "Газпром", оказался на третьем месте в сотне лучших менеджеров. Бизнесмен Михаил Прохоров в этом списке занял 22-ую строчку. Не умаляя достижений наших руководителей, следует отметить, что они явно проигрывают своему американскому коллеге по таким показателям как открытость, публичность, яркость. Стив Джобс – харизматичная личность, он не боится рассказывать о себе, более того, он всячески демонстрирует свою уникальность, порой даже экстравагантность, что не мешает ему быть самым успешным руководителем в мире. Не случайно недавний уход Стива Джобса в отпуск по состоянию здоровья был воспринят многими, как катастрофа, поползли слухи о неминуемом падении стоимости акций компании Apple.

К сожалению, лидеры отечественного бизнеса пока уделяют недостаточно внимания вопросам укрепления личного авторитета и влияния. Осознанное и целенаправленное управление своим образом они нередко подменяют бессистемным «мельканием» на страницах газет или на телевизионных экранах, путая такие понятия как «известность» и «влиятельность». В то же время в нашем обществе все острее ощущается дефицит талантливых, самобытных, авторитетных управленцев, служащих «визитной карточкой» российского бизнеса. Их личная харизма и безупречная деловая репутация могли бы существенно повлиять на улучшение инвестиционного климата в нашей стране, на улучшение имиджа России за рубежом. В таких положительных героях нуждаются и наши рядовые сограждане, которые в большинстве своем все еще относятся к бизнесменам с подозрением и неприязнью. Наконец, сотрудников любой организации невероятно мотивирует на эффективный труд харизматичный руководитель, поскольку им важно чувствовать личное признание человека, которого они ценят и уважают.

Наступает эпоха индивидуальностей

С чего тут можно начать укрепление влиятельности руководителя? Например, с позиционирования организации через образ первого лица. Это сегодня один из самых востребованных коммуникационных приемов, однако, строить такую репутационную стратегию можно только с учетом личностных качеств руководителя. Иными словами, публичность руководителя должна вытекать не только из корпоративных интересов, но и из его сильных управленческих качеств, наиважнейшее из которых - хорошие коммуникативные навыки. Как показывает практика, «разговорить» и научить общаться можно даже самого «молчаливого» руководителя. Сегодня разработано множество тренингов, позволяющих повысить свою коммуникационную компетентность, овладеть навыками публичных выступлений и самопрезентации.

Публику сегодня интересуют не броские рекламные слоганы или абстрактная декларация философия компании, а яркая личность, их представляющая. Сегодня при прочих равных факторах одним из решающих преимуществ компании становится сильный персональный бренд руководителя. Наступает эпоха индивидуальностей, все меньше ценятся унифицированные, стандартные навыки, все больше – творческие способности, высокая квалификация и самобытность управленцев. Яркий, талантливый руководитель становится брендом своего бизнеса, неслучайно при построении образа первого лица используются многие технологии брендинга.

Как точно заметил Том Петерс в своей известной статье «Бренд по имени Вы», независимо от социального положения и занимаемой должности каждый является президентом компании под названием «Я», а если хочется быть успешным, то без построения собственного конкурентного бренда просто не обойтись. Для управленцев сильный персональный бренд важен особенно. Когда руководитель является харизматическим лидером, он может стать главной движущей силой, «лицом» компании при ее продвижении. Мир знает много примеров того, как громкое имя позволяло добиться впечатляющих успехов в бизнесе. Вспомним хотя бы банк J.P.Morgan. Его девиз таков: «Сам господин Морган был богат и успешен, отдайте его банку свои деньги – и он вас тоже сделает богатыми!».

Пожалуй, наибольший эффект достигается в том случае, когда собственник или руководитель компании проецирует на создаваемый бизнес собственную личность со свойственными ей ценностными установками. В этом смысле показателен пример компании Honda. Как известно, ее основатель Соичиро Хонда заложил основы не только технологической и производственной политики, но и философии бренда. Являясь коммуникабельным и артистичным гедонистом, которому свойственны мечтательность, гуманизм, оригинальность и новаторство, он и в образе компании развил свои принципы и идеи, такие как Three joys (три удовольствия), First man then machine(сначала человек, потом – машина), Power of dream ( сила мечты). Страсть Соичиро к автогонкам придала неповторимый спортивный дух всему бренду, который по сей день является одним из ведущих автомобильных брендов мира.

Харизма на заказ

Как известно, «харизма» переводится с греческого как «дар божий». Среди отличительных качеств харизматичного руководителя наиболее важными называют следующие:

1.Внешняя привлекательность, шарм, магнетизм

2. Большой энергетический потенциал, высокая активность

3. Уверенная манера держаться, хорошие ораторские способности, коммуникабельность

4. Независимость, самостоятельность суждений

5. Лидерские качества, способность убеждать и вести за собой

6. Умение создать «видение будущего организации»

7. Достаточный запас оптимизма и веры в сотрудников, способность вдохновлять их на новые свершения

8. Профессиональная компетентность, эрудиция.

Среди специалистов нет единого мнения по поводу того, являются ли перечисленные качества природным даром или их можно развивать.

Но если ученые могут позволить себе вести философские рассуждения на эту тему, то для руководителей -практиков развитие в себе лидерских качеств - жизненная необходимость, ведь им нужно уметь вести за собой и добиваться от сотрудников эффективного решения поставленных целей. Харизма помогает управленцу с легкостью решать сложные задачи, порой непосильные для простого администратора. Вот только некоторые из них:

Найти кредит и поручителей. Неотразимый шарм руководителя, его умение убеждать и внушать доверие растопят сердца инвесторов и банкиров.

Собрать команду профессионалов. К яркому, смелому лидеру, умеющему вдохновлять и строить дерзновенные планы, с удовольствием пойдут работать лучшие профессионалы.

Привлечь потребителей нестандартностью предложения. Неординарный, талантливый лидер накладывает печать оригинальности и уникальности на всю компанию и ее продукт, что благосклонно воспринимается потребителями.

Успешный выход из кризиса и форс-мажорных ситуаций. Лучшим спасательным кругом для компании во время кризиса является авторитет ее руководителя.

Известный специалист, изучающий тему лидерства, Джим Коллинз выявил следующую закономерность: все исследованные им успешные компании возглавлялись одним и тем же типом управленца, отличительной чертой которого является сочетание доброжелательности с несгибаемым упорством и верой в то, что поставленные цели будут достигнуты. Эти руководители, считает Джим Коллинз, просто вынуждены были стать харизматичными лидерами, чтобы удержать лидирующие позиции на рынке.

Коль скоро харизму можно «выращивать», попробуем разобраться, как это делается. Прежде всего, стоит обозначить то профессиональное поле, в котором потребуется проявлять качества харизматика. Руководителю важно уметь соотносить свои действия и поступки с нормами и правилами корпоративной этики, принятыми в организации, понимать мотивацию и ожидания сотрудников. Тут не обойтись без умения быстро устанавливать дружелюбные контакты с любым членом коллектива, создавать легкую и непринужденную атмосферу общения. Такое поведение руководителя позволит завоевать симпатию и расположение сотрудников, что послужит надежным фундаментом для внедрения новых управленческих решений.

Не менее важно учитывать особенности, присущие данному сегменту рынка. Образ руководителя должен соответствовать принятым здесь корпоративным стандартам. К примеру, от управляющего банком окружающие ждут проявления таких качеств как стабильность и надежность, в то время как главного редактора газеты журналистский коллектив будет ценить за динамизм, остроту и парадоксальность мышления.

Помимо позиционирования лидера в профессиональной среде необходимо выявить личностные особенности руководителя. Образ харизматичного лидера окажется убедительным только в том случае, когда управленец будет чувствовать себя в нем органично и естественно. Для этого необходимо акцентировать внимание аудитории на наиболее сильных сторонах его личности и тех сферах деятельности, где он наиболее успешен. Именно эти преимущества и станут основой харизмы, составят главный сюжет его «легенды». Рассмотрим несколько наиболее типичных сюжетов.

Профессионал высокого уровня. Руководитель чувствует себя наиболее уверенно, когда основное внимание уделяет развитию предприятия, много занимается производственными вопросами. В этом случае главный акцент в образе можно сделать на его глубоких профессиональных знаниях, подчеркнуть его опыт и высокую квалификацию.

Эффективный управленец. Первое лицо компании ощущает в себе талант управленца, который умеет сплотить коллектив и мотивировать его на эффективный труд. Для него самым выигрышным окажется образ сильного лидера сплоченной команды.

Видный общественный деятель. Управленец много внимания уделяет социальной ответственности бизнеса, ведет благотворительные проекты, вовлечен в общественную деятельность. Его можно позиционировать как известного общественного деятеля и ответственного гражданина.

Новатор - первопроходец. Руководитель первым в отрасли внедрил у себя на производстве современную технологию или предлагает клиентам уникальный продукт. Его можно смело назвать новатором, который в курсе самых современных научно-практических разработок, поскольку поддерживает талантливых ученых и специалистов.

При желании можно разработать много других сюжетов, не страшно, если они переплетаются в одной «легенде», например, «профессионал» может быть еще и «новатором», а образ «управленца» хорошо дополняется чертами «общественного деятеля».

Осторожно: харизматик

Порой наличие харизматичного лидера расценивается как большая удача и надежная гарантия процветания компании. Никому не приходит в голову, что у подобного руководителя есть не только сильные, но и слабые стороны, которые могут мешать ведению бизнеса. Он, сам того не желая, может не укрепить, а развалить организацию.

Управленец, привыкший чувствовать себя звездой, быть в центре внимания, не умеет прислушиваться к мнению других. Это и понятно, независимость и уверенность в себе всегда считались сильными сторонами его натуры. Однако в ситуациях, требующих поиска коллективного решения, эти качества могут затормозить бизнес, не способствуют они и развитию команды: лидер нередко поглощен только собственным совершенствованием, в то время как поверившие в него сотрудники чувствуют себя «брошенными».

Вряд ли будут чувствовать себя комфортно рядом с харизматиком те, кто тоже обладают харизмой. Двум медведям, как известно, не ужиться в одной берлоге. Не стоит забывать и о том, что яркий лидер склонен к построению карьеры через создание амбициозных проектов. Сделав успешный проект в одной компании, он тут же теряет к нему интерес и стремится в более крупную организацию на управление ещё более сложными процессами.

Учитывать эти особенности харизматичного лидера и максимально использовать его неоспоримые таланты в интересах бизнеса – очень важная и непростая задача.. Как утверждают эксперты, в 21 веке нарастает потребность в качественно новом типе управленца. Это так называемый

« трансформационный руководитель», который умеет гармонично сочетать в себе эмоциональную энергетику харизматика и технологичный подход прагматика. Смогут ли эти качества мирно уживаться в одном человеке, покажет ближайшее будущее.

Copyright © 2012, L.S. Consulting. All Rights Reserved.