Легенда на продажу
Было бы ошибкой считать, что «легенда» – это красивая сказка, где нет ни слова правды. Более того, в ней не должно быть ни одного недостоверного факта. Любая ложь рано или поздно вскрывается – и тогда неминуем крах репутации. Впрочем, неразумно было бы демонстрировать публике все «скелеты в шкафу», поскольку образ преуспевающего лидера не предполагает акцентирования внимания на его неудачах и слабостях.
Как соблюсти баланс? Можно ли сочинить позитивную историю, основываясь на голой правде, ничего не выдумывая и не приукрашивая? Ответ подскажет одна восточная притча.
Молодому шаху приснился сон, что у него выпали все зубы. Он позвал толкователя снов и
спросил: «Скажи мне, мудрец, что означает мой сон?» Тот помрачнел и ответил: «Твой сон явно не к добру, он предвещает большое несчастье. Тебе придется увидеть, как один за другим умрут все твои родственники. И только после этого Аллах заберет тебя к себе». Шаху не понравилась такая перспектива, и он велел казнить предсказателя. Затем он вызвал другого толкователя снов и спросил его о смысле своего сновидения. Второй толкователь лучился радостью: «Сон твой прекрасен, о повелитель! Он предвещает тебе долгую жизнь. Только когда Аллах заберет к себе последнего из твоих многочисленных родственников, он подумает о тебе и призовет прийти к нему. Смерть твоя не станет причиной раздора твоей семьи, и ты с легким сердцем оставишь этот мир». Такой прогноз шаху понравился намного больше, и он щедро наградил толкователя снов.
Обратите внимание: оба толкователя снов говорили правду, но один из них был за эту правду казнен, а другой – щедро награжден. Вот что значит уметь правильно интерпретировать и подавать факты! В этом состоит одна из главных заповедей пиарщиков, которых некоторые считают циниками: абсолютно не важно, что произошло на самом деле, главное – как данное событие лучше преподнести, чтобы не навредить клиенту.
Хорошо написанную «легенду» можно
считать не только ядром
репутации руководителя, но и основой его персонального бренда. Сегодня
при прочих
равных факторах одним из решающих преимуществ компании стал сильный
персональный бренд руководителя. Наступает эпоха индивидуальностей. Все
меньше
ценятся унифицированные, стандартные навыки, все больше – творческие
способности, высокая квалификация и самобытность управленцев.
Когда
руководитель является харизматическим лидером, его
репутация может строиться на технологии, предполагающей, что он
выступает «лицом»
компании и даже присваивает ей собственное имя (Ford, Christian Dior,
«Коркунов» и др.). По мнению Д. Траута, ставить свое имя в название
компании и
делать его брендом – это хороший способ продвижения.
Подобно
продвижению бренда товара продвижение руководителя
нуждается в маркетинговых инструментах, которые стимулируют внимание и
воображение аудитории, повышают интерес к персоне. Чем ярче и
талантливее
руководитель, тем более сильным брендом своего бизнеса он становится.
Как
известно, с помощью бренда своего продукта компания информирует клиентов
о том,
чего им следует ожидать, для нее это хороший способ приобрести кредит
доверия
покупателей к качеству данного продукта. Те же самые принципы можно
применить и
при создании персонального бренда, с помощью которого лидер стремится
соответствовать
ожиданиям ключевых аудиторий, выражая при этом свое истинное «я» и свои
базовые
ценности.
Справиться с этой непростой задачей помогает
«легенда». Ее
создание – довольно сложный и тонкий процесс, поскольку для формирования
желаемого образа необходимо очень точно определить, на какие факты и
события
следует сделать главный акцент, как правильно подать наиболее сильные
стороны
личности. В результате у аудитории должно родиться ощущение личного
общения с
лидером, они должны разглядеть в нем живого и понятного человека,
которому
можно верить.
Далеко не всегда необходимо выдумывать «историю
успеха» с
чистого листа. Существует набор архетипических сюжетов, которые на
протяжении
многих веков успешно используются в литературе и искусстве, на их основе
созданы практически все шедевры культуры. Почему бы не воспользоваться
этим
бесценным арсеналом? Вот лишь несколько типичных сюжетов, которые могут
лечь в
основу «легенды» первого лица:
- первопроходец,
- талант всегда пробьется,
- возмутитель спокойствия,
- стремление доказать,
- большой прорыв.
Разумеется, подобные сюжеты нельзя писать под
копирку, они
могут определять лишь самую общую канву «легенды», поскольку каждая
личность
уникальна, имеет свой набор качеств и характеристик, неповторимый
жизненный
путь – соответственно уникальной получится и история героя. Не
исключено, что в
ней соединится сразу несколько сюжетов. К примеру, в истории восхождения
Билла
Гейтса к вершинам успеха можно выделить две сюжетные линии –
«первопроходец» и
«большой прорыв». Когда Билл, будучи еще студентом, узнал о появлении
первого в
мире микрокомпьютера, он раньше других осознал, что наступает эпоха
персональных компьютеров, их владельцам потребуется программное
обеспечение.
Гейтс вместе с Полом Алленом срочно разрабатывает язык программирования
Basic
для первого миникомпьютера MITS. Проект удачно завершен, с MITS
заключается
контракт. Так Билл Гейтс создал абсолютно новый рынок, у которого
оказалось
грандиозное будущее, – это рынок программного обеспечения.
В начале
80-х годов прошлого века корпорация IBM – лидер в
компьютерной индустрии – выпускает первый персональный компьютер, что
становится
переворотом в компьютерном бизнесе. Корпорация IBM совершила
стратегическую
ошибку, сделав ставку на аппаратное обеспечение и не придав значение
разработке
операционных систем. Его она решила заказать на стороне. Билл Гейтс
прилагает
все усилия, чтобы получить этот заказ. Это для него уникальный шанс
сделать
прорыв в своем бизнесе. Гейтс в свои 25 лет прекрасно понимал, что
приоритет аппаратного
обеспечения уходит в прошлое и наступает эра программного обеспечения,
«электронных мозгов» ПК.
Захватывающая и вполне правдивая история, не правда
ли?
Только занимательный и яркий сюжет приводит к тому, что целевые
аудитории,
знакомясь с историей героя, проникаются к нему доверием и симпатией. А
чтобы
«легенда» читалась как захватывающее произведение, нужно показать, что
путь
героя к успеху не был легким и прямым. В «легенде», как в хорошей пьесе,
должна
быть интригующая завязка сюжета, главный персонаж должен пережить
кризисы и
трудности и только благодаря несгибаемой воле и таланту достойно
преодолеть все
испытания и добиться признания. Кульминацией «истории успеха» всегда
являются признание,
слава, заслуженная награда.
История Коко Шанель прекрасно соединила в себе все
необходимые
компоненты легенды. Торговая марка Chanel, возникшая благодаря
неординарной личности
Габриель Шанель почти 100 лет назад, и по сей день остается одной из
самых знаменитых
и успешных. Габриель Шанель называют императрицей моды, революционеркой,
перевернувший
общественное сознание. Что помогло ей добиться головокружительной
карьеры?
Коко Шанель удалось выбраться из нищеты и подняться
по социальной
лестнице на самый верх. Ее детство прошло в маленьком французском
городке в многодетной
семье, не отличавшейся достатком. В подростковом возрасте после
трагической смерти
матери от страшной болезни Габриель попала в монастырский приют, в
котором провела
7 лет своей жизни. Излишне писать обо всех тяготах и лишениях, которые
испытывает
ребенок, оказавшись один на один с суровой монастырской
действительностью, вдали
от любящих людей и родного дома. Именно в таких условиях окончательно
сформировался
целеустремленный и сильный, неукротимый характер будущей королевы моды.
Она отличалась
завидной работоспособностью и особой старательностью, но при этом
дерзкой уверенностью
в себе. Она всегда знала, что добьется успеха, просто потому, что у нее
не было
другого выхода.
Вот уже 40 лет, как умерла великая Габриэль Шанель,
но ее дело
по-прежнему процветает. Имя Коко Шанель стало символом вкуса и стиля.
До сих
пор мы рассматривали ярких представителей бизнеса, которые
добились мировой славы и успеха благодаря своим незаурядным способностям
и достижениям.
Переходя на язык маркетологов, можно сказать, что персональные бренды
Коко Шанель
и Билла Гейтса продвигались методом простой продажи, то есть такими,
какие они есть,
привлекая своими природным дарованиями. Но есть и другая маркетинговая
стратегия,
предполагающая усовершенствование продукта, что придает ему добавленную
ценность.
И с помощью «легенды» эту дополнительную «опцию» необходимо подчеркнуть,
повысив тем самым интерес к персоне.
В этом смысле показателен опыт
компании Facebook, которая часто
использует образ своего создателя – Марка Цукерберга. Несмотря на
молодость и непубличность,
талантливый программист превратился в кумира современного молодого
поколения, осуществив
вечную «американскую мечту» – достижение успеха независимо от возраста и
социального
положения. Своей главной миссией Facebook называет «стремление сделать
мир более
открытым и честным» – именно эта фраза написана на страничке Цукерберга в
социальной
сети.
Помимо использования этого лозунга компанией,
культивируется
также манера Цукерберга одеваться. Включение его в очередной список
самых отвратительно
одевающихся звезд по версии журнала Esquire стало поводом для отличной
шутки, опубликованной
в блоге On & True. Его создатели обнародовали линию «модной
одежды» – Mark
by Mark Zuckerberg (по аналогии с Marc by Marc Jacobs).
Список
одежды, входящей в «коллекцию», невелик, зато каждый предмет
в ней неразрывно связан с образом создателя Facebook: это банный халат,
белые носки,
джинсы на резинке, шлепанцы Adidas, «симпатичный галстук», футболка и
холщовая сумка.
Особую ценность каждому предмету придает прикрепленный к нему
комментарий. Например,
наличие галстука объясняется тем обстоятельством, что Цукерберг, не
склонный к ношению
офисной одежды, когда-то повязал его из принципа – именно потому, что
никто этого
не ожидал. Так и потенциальному покупателю этих предметов одежды
предлагается продемонстрировать
на собственном примере, насколько он не создан для галстуков.
Известно, что Марк не имеет собственного дома, а постоянно снимает дома и квартиры в Пало-Альто, штат Калифорния, где находится головной офис компании. Данный факт также подчеркивает открытость и простоту знаменитого создателя Facebook. Думается, что образ, созданный Цукербергом, вдохновил Евгения Чичваркина, известного российского бизнесмена, который решил заявить о себе через отказ от принципов делового протокола. Вместо этого он предпочел эпатажность в одежде и неформальность в общении. Эти отличительные черты сразу сделали его заметной персоной в отечественном бизнес-сообществе. В многочисленных интервью и публикациях Чичваркин подчеркивал, что он не поклонник строгих деловых костюмов и казенных офисов, а к бизнесу он относиться как к творческому занятию, от которого он получает удовольствие. Чем не сюжет «возмутитель спокойствия»? Создание «легенды» – не скучная формальность, а увлекательное занятие, дающее пиарщику большой простор для творчества. Главное – не перепутать выдумку и реальность.