Навигатор по социальным сетям для директора школы
Недавно узнала об одной интересной истории: моя знакомая ученица восьмого класса, попала в немилость к завучу школы из-за своей активности в соцсетях. По словам девочки, завуч решила зайти на сайт "Вконтакте" и обнаружила там сообщество учеников своей школы, где они оживленно обсуждали учителей и сообщали все, что о них думают. Завуч распечатала самые вопиющие, по ее мнению, высказывания и раздала во все классы. Нетрудно представить, какой поднялся скандал и что пришлось выслушать ученикам-активистам соцсетей от руководства школы. Самое любопытное, что после этого в данном сообществе зарегистрировалось много новых членов, среди которых помимо учащихся оказались как преподаватели, так и родители.
Сегодняшняя реальность ставит перед руководителями школ непростой вопрос: стоит ли общаться со своими учениками в социальных сетях? Не нарушится ли тем самым дистанция между директором и его подопечными? Стоит ли вторгаться на новую для себя территорию, рискуя узнать о себе много нелицеприятного? Единого мнения на этот счет не существует, тем интереснее узнать результаты опроса, который провела Пресс-служба Московского центра качества образования. Она решила спросить директоров московских школ о том, как должен позиционировать себя в соцсетях руководитель образовательного учреждения, какую информацию он может публиковать в своем аккаунте и насколько важна его активность в Интернете? Ниже приводится несколько полученных ответов
Ольга Ярославская, директор школы № 1298:
– На сегодняшний день социальные сети популярны не только среди молодежи, но и среди более старшего поколения. При этом они давно уже перестали быть просто площадкой для общения, теперь это особое пространство для самовыражения, самопродвижения и даже самореализации.
Я, как директор школы и депутат Московской городской Думы использую соцсети в качестве дополнительной площадки, где можно обсуждать насущные вопросы, делиться актуальной информацией, нести людям что-то доброе.Но социальными сетями нужно уметь пользоваться: если бездумно выкладывать семейные фото и видео, публиковать посты сомнительного содержания, то можно очень легко себя скомпрометировать. Мы сами формируем свой имидж в Сети, и каким он будет – зависит исключительно от наших решений. Имидж директора школы – это имидж всей системы образования в целом. Важно помнить, что мы – публичные люди, и ошибка одного из нас может очень сильно осложнить жизнь всем остальным.
Про себя могу сказать, что мои соцсети отражают не только официальные встречи и мероприятия. Я тоже человек, и все человеческое мне не чуждо. Но каждый раз, размещая статьи или фотографии, я подхожу к этому с глубокой внутренней ответственностью. Считаю, что все должно быть уместно и разумно, руководитель не должен публиковать фотографии или посты, которые противоречили бы имиджу достойного и уважаемого человека.
Илья Новокрещенов, директор школы № 2095 «Покровский квартал»:
– Современный руководитель образовательной организации, конечно, должен иметь аккаунт в соцсети, потому что, во-первых, это общение с людьми, с участниками образовательного процесса (с родителями, учителями, детьми). Канал связи очень современный, очень удобный, потому что не требуется предварительной записи. У директора крупного образовательного комплекса около 7 тысяч учащихся, не всегда удается встретиться лично с каждым родителем, который хочет что-то спросить, но ему не нужно записываться на прием, не нужно ждать, он может отправить сообщение напрямую директору и получить ответ.
Во-вторых, через соцсети можно выразить позицию школы и руководителя, рассказать о важных, значимых событиях, которые происходят в образовании, в конкретной школе, в городе.
Но нельзя забывать, что директор даже в своем личном аккаунте остается руководителем, которому государство доверило управление школой, и должен вести себя соответственно, оставаясь в рамках профессиональной и педагогической этики. При этом нельзя пытаться представлять себя в соцсетях тем, кем на самом деле не являешься, нужно быть естественным.
Нет ничего страшного, если какую-то часть личной жизни директор считает возможным показать на своей страничке, ведь он общается не только с учениками и родителями, но и с друзьями, с коллегами. Тем более, директор, как и любой педагог, воспитывает, прежде всего, собственным примером, в том числе и в соцсетятх. Я размещаю в своем аккаунте фотографии с мест отдыха, но немного, 80-90% фотографий так или иначе связаны с моей профессиональной деятельностью.
Директор не робот, ему свойственно радоваться, он может обозначить свое настроение смайликом или какой-то одной фразой, что-то перепостить, но он не может размещать на своей странице недостоверную, заведомо ложную информацию.
Ирина Жданова, директор лицея № 1560:
– Часто слышу от коллег разговоры о том, что необходимо разделять личную и профессиональную жизни, в том числе и в социальных сетях. Я же думаю, что я живу одну жизнь и моя работа – ее часть. Размещая фотографии или посты в соцсетях, задаю себе вопрос: зачем я это делаю и для кого? И сама отвечаю: то, что я делаю, видят дети, родители, по моим действиям они оценивают школу и принимают решение – доверить или нет своего ребенка такому руководителю. Я стараюсь публиковать материал с однозначным смыслом для простоты восприятия, без подтекстов, будь это фотографии, где я занимаюсь спортом или организую круглый стол на серьезную и актуальную тему. Соцсети для меня – еще одно средство коммуникации с родителями и детьми нашего большого лицея. У нас часто идет прямое и быстрое общение через комментарии к постам или фотографиям. Иногда родители, приходя знакомиться со мной и школой, уже многое знают о нас именно из Facebook, Instagram и прочих соцсетей. Имидж школы – это мой имидж, имидж моей жизни. Какой он – во многом зависит от позиционирования в соцсетях.
Трудно не согласится с приведенными высказываниями. Социальные сети могут оказаться хорошим подспорьем в организации школьной работы. Они, с одной стороны, помогают сплотить школьный коллектив, с другой стороны, позволяют получать обратную связь в регулярном режиме, что очень важно в работе директора образовательного учреждения. Важно только научиться правильно реагировать на получаемые из соцсетей отклики, которые будут не всегда приятными и комплиментарными - в Интернете принято говорить то, что думаешь, невзирая на лица ...
До недавнего времени любого управленца рассматривали как организатора, задача которого отдавать приказы, контролировать их выполнение, наказывать и поощрять работников по итогам работы. Именно эти менеджерские качества долгое время считались определяющими и служили главным критерием оценки деятельности первого лица любой организации . Однако старые представления, еще вчера казавшиеся незыблемыми, сегодня утратили свою актуальность. В эпоху глобализации , когда организации, особенно крупные, становятся унифицированными, живущими по единым стандартам, родителям и ученикам становится все труднее выбрать "свое" образовательное учреждение. Не случайно современные маркетинговые технологии направлены на то, чтобы «очеловечить» организацию, сделать ее близкой и понятной.
Как утверждают специалисты, только через личный контакт с руководителем зарождается доверие к учреждению. А кто как не директор школы служит ее олицетворением? Чем он известнее и авторитетнее, тем позитивнее будет восприниматься и сама школа. Иными словами, руководитель сегодня – это не просто управленец, принимающий решения, а живое воплощение организации в глазах внешнего мира. Каждое его слово, каждый поступок во многом определяют отношение к руководимой им организации. Лидер играет ключевую роль в трансляции внешних и внутренних коммуникаций, он становится главным каналом информирования общественности о деятельности школьного учреждения, ее полномочным представителем, внося тем самым решающий вклад в укрепление ее репутации. Большой вклад в решение этой задачи вносят социальные сети, которые предоставляют директору школы прекрасную площадку для публичности.
По данным агентства Burson-Marsteller, которое проводило исследование о влияние руководителя на корпоративную репутацию, вклад первого лица в авторитет организации в последнее десятилетие по значимости переместился с 5-го места на 2-ое . Публичность и умение выстраивать контакты с разными социальными группами становится важнейшим требованием к современному директору. К сожалению, пока далеко не все соответствуют этим стандартам, что подтверждается большой ротацией топ-менеджеров из престижного рейтинга ста лучших управленцев мира « Fortune -100». Ежегодно до 40% участников рейтинга покидают этот почетный список из-за недостаточной коммуникационной компетентности.
Школьное образование должно идти в ногу со временем, поэтому директор школы может стать инициатором создания представительства своей школы в соцсетях, особенно если речь идет о небольшом школьном учреждении, удаленном от столичных городов. В этом случае общение через интернет поможете оставаться в центре событий. Полезно осовременить и методы коммуникации со школьниками и их родителями. К примеру, оставить в открытом доступе на доске объявлений свой электронный адрес, чтобы при необходимости и родители и ученики могли выйти на связь с директором. Это существенно укрепит доверие и уважение к первому лицу.
А почему бы не наполнять аккаунты в школьных группах, созданных в соцсетях, самими учениками? Это не только увлекательно, но и полезно - подростки будут более серьезно следить за своим правописанием и письменной речью. А сам директор мог бы создавать контент, важный как для учеников, так и для родителей, например, опубликовать финансовый отчет о поступлении и использовании благотворительных взносов родителей на поддержку образовательной деятельности школы в течение учебного года или устроить публичное обсуждение вопроса о введении дополнительных платных уроков и т.п.
В одиночку директору со всей этой работой не справиться, если на помощь не придут учителя. Общение со своими учениками на таких площадках позволяет учителям быть ближе к классу и в то же время в определенной степени контролировать поведение школьника в соцсети –вряд ли он будет "хулиганить" в интернете, зная, что у него в друзьях классный руководитель. Но и учитель должен вести себя социально ответственно. Разумеется, он не должен размещать откровенные фотографии, нецензурную лексику и ссылки на сайты и сообщества на которые лучше не ходить детям. Не стоит забывать, что поведение учителя в соцсети, как и его поведение в реальной жизни, является примером для учеников.
Важно позаботиться о приватности аккаунта учителя, его личная страница должна быть закрыта для всех, кроме друзей. По мнению специалистов, общение с учениками не должно быть слишком интенсивным, т.к. это большая нагрузка как на учителя, так и на ребенка. Учителю-предметнику не стоит создавать отдельную группу для каждого класса по своему предмету, это прерогатива классных руководителей, руководителей студий и кружков. Целесообразно вести работу с учениками в соцсетях централизовано, от имени школьной администрации, которая в свою очередь может создать группу для общения учителей.
При выборе соцсети в качестве площадки, директору школы и учителям стоит серьезно подумать, какая из них окажется наиболее подходящей. В этом случае контакты между школьной администрацией, учителями, учениками и их родителями будут насыщенными и полезными.