Новые медиа - новые возможности
Понятие "новые медиа" (new media) уже успели прочно войти в наш повседневный обиход, однако далеко не все хорошо представляют себе, что же стоит за этим определением. Одни исследователи считают главной особенностью новых медиа использование интернет и мобильных технологий для превращения коммуникации в интерактивный диалог. Другие дают схожее, но более широкое определение, утверждая, что новые медиа представляют собой совокупность онлайн-технологий, которые используются людьми для создания контента и обмена новостями, мнениями, опытом и интересами. Пожалуй, наиболее емкое определение дал Рассел Нойман, профессор Мичиганского университета: "New media – это новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента”.
Директору школы, как управленцу 21 века, невозможно оставаться в стороне от основных трендов развития современной цивилизации, если он хочет идти в ногу со временем. Попробуем поближе познакомиться с теми возможностями, которые принесли с собой новые цифровые технологии, связанные с повсеместной компьютеризацией, которая не обошла стороной и школы.
Пожалуй, наиболее важной отличительной особенностью современных средств массовой информации является то, что сегодня для передачи информации можно одновременно использовать текст и изображения, видео и аудио контент. Это значительно обогащает коммуникации людей друг с другом, делает их более многомерными и динамичными. Для того, чтобы объединить все существующие сегодня коммуникационные технологии, Тим О’Рейли в 2005 году в своей статье «Что такое Веб 2.0» ввел понятие «Web 2.0» . Под этим термином он понимает целый комплекс направлений в дизайне, технологиях, принципах построения Internet приложений. Главное в технологиях Web 2.0 состоит в том, что создание контента и продвижение интернет ресурсов происходит силами аудитории с помощью интерактивных инструментов, а не с помощью публикаций, как принято в традиционных СМИ.
Что можно отнести к новым медиа? Специалисты до сих пор не могут дать единой классификации, однако по мнению большинства, к ним можно смело отнести следующие категории:
- блоги ;
- интранеты;
- подкасты;
- сервисы публикации и обмена видео-материалами (YouTube);
- сервисы публикации и обмена фото-материалами ( Instagram);
- социальные сети (Facebook, MySpace и др.);
- гипертекстовые среды для сбора и структуризации письменных сведений (Wikipedia);
- игровые сайты;
- микроблоги (Twitter);
- видеоконференции;
- системы обмена мгновенными сообщениями (ICQ, AOL Messenger);
- системы публикации и обмена информацией о событиях («социальные календари») (Eventful);
- системы хранения и обмена ссылками и «закладками» (Digg, StumbleUpon, );
- агрегаторы.
Наверняка, и педагогический коллектив школы, и ученики активно пользуются многими из указанных ресурсов: общаются в социальных сетях, ищут сведения в Википедии, следят за новостями в Твиттере, скачивают популярные видео из YouTube и т.д.
Следует отметить, что постоянно появляются новые интерактивные цифровые, компьютерные, информационные и сетевые технологии общения, способные мгновенно передать любую информацию. Таким образом, сегодня под новыми медиа понимается множество неизвестных ранее инструментов для обмена инфор¬мацией, в основе которых лежит несколько взаимосвязанных отличительных признаков:
- Мультимедийность, благодаря которой информация может предоставляться с помощью различных медийных платформ: текста, фотографий, аудио- и видеоматериалов, графических изображений и других производных от них форм;
- Гипертекстуальность, предполагающая, что текст может представлять собой бесконечное множество текстов, объединенных системой внутренних и внешних ссылок, что придает информационному материалу как бы третье измерение – глубину. Термин «гипертекст» впервые появился в 1962 г. на симпозиуме по информационному поиску, проведенному Пентагоном. Он обозначал способность новых медиа к созданию нефиксированного, постоянно расширяемого содержания благодаря участию в этом процессе множества авторов - как профессиональных журналистов, так и активных интернет-пользователей - которые интерпретируют и дополняют сетевой контент с помощью новой информации, мультимедиа, гиперссылок на другие доступные фрагменты и пр. Таким образом, на основе одного авторского текста возможно развитие и создание новых медиатекстов, развивающих и расширяющий предыдущий контент.
- Конвергенция, т.е. синтез различных форм и видов контента и его перемещение от одной медиаплатформы к другой, объединение их в единый мультимедийный массив, в результате становится трудно определить, о каком конкретном медиа идет речь.
- Интерактивность, подразумевающая постоянную взаимосвязь медиапользователей с профессиональными создателями контента и активное участие аудитории в творческом процессе.
Эти важные характеристики новых медиа имеет смысл взять на вооружение и директору школы и педагогам, поскольку таким образом обмен информацией и ее доведение до конечного адресата происходит гораздо эффективнее.
Новые медиа формируют новую читательскую аудиторию, которая, в отличии от потребителей традиционных СМИ, ориентирована не только на прочтение и оценку контента, но и на участие в его создании и распространении. Важно прививать ученикам навыки и умения, которые позволяли бы им самостоятельно находить в сети нужную информацию не только при подготовке домашних заданий, но и для расширения кругозора, пополнения знаний в различных сферах жизни.
Не случайно большинство новых СМИ работают по принципу «pull media» (англ. «pull» - тянуть), который предполагает, что для получения необходимой информации пользователю приходится ее искать («вытягивать») в большом информационном потоке , а именно: зайти на несколько различных информационных порталов; отследить основные ссылки по теме; посмотреть сопутствующую информацию за последние не¬сколько дней; найти соответствующие блоги, ведущиеся с места событий; ознакомиться с доступными аудио-, видео- и фотоматериалами; наконец, сравнить полученные данные с информацией авторитетных иностранных но¬востных ресурсов и информационных агентств. Эту интерактивную цепочку доступа к информации проходит сам ученик, ее длина и сложность определяется как его уровнем образования и пользовательских навыко, так и характером информационного запроса. Культура осмысленной продуктивной работы в Интернете формируется именно в школьные годы. А пример подрастающему поколению должны подавать старшие - администрация школы и учителя. Их компьютерная грамотность становится обязательным элементом общей грамотности.
Особо хочется остановится на сервисах для общения пользователей, которые получили название социальные сети. Знаменательно, что термин «социальная сеть» возник задолго до появления Интернета – в 1954 г. Его придумал социолог Джеймс Барнс, который подразумевал под этим понятием некий круг знакомых любого человека. Если самого человека поместить в центр социальной сети, то его знакомые окажутся ветками этой социальной сети, а отношения между этими людьми будут рассматриваться как связи.
Исследователь В. Гольдерберг таким образом определил сущность социальной сети: это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого пополняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом .
Социальные сети можно разделить на несколько категорий:
Социальные сети для общения с друзьями. Они созданы в первую очередь для коммуникативных целей, то есть для общения с друзьями, родственниками, знакомыми и коллегами. Здесь можно найти отпускные фотографии и любительскую съемку по разным поводам, видеоролики, музыку и многое другое. Наиболее известны такие крупнейшие русскоязычные сети как «ВКонтакте» и «Одноклассники». Последняя позволяет кроме прочего найти людей, с которыми раньше учились. В англоязычных странах очень популярны такие сети, как «Facebook» и «Bebo».
Профессиональные социальные сети. Такие сети созданы для общения среди представителей определённых профессий. Они позволяют найти сотрудников или новую работу, наладить контакт с представителем определённой компании, разместить корпоративную новость или пресс-релиз, воспользоваться многими другими возможностями. К наиболее популярным профессиональным социальным сетям в российском Интернет можно отнести «RB.ru», «Профессионалы» и «Мой круг». За рубежом очень популярна сеть «LinkedIn», а также «XING».
Нишевые социальные сети. В них объединяются по интересам с целью найти единомышленников. И в России и за границей большое распространение имеют такие сети, как «Last.fm» и «MySpace».
Активное общение в социальных сетях стало приметой времени, остановить или запретить его нельзя, однако важно его дозировать, чтобы многочасовое сидение в чатах и на форумах не вытеснило реального, живого общения между людьми.
Наряду с социальными сетями полноправным элементом новых медиа являются блоги (от англ. web log - сетевой журнал событий), которые представляют собой веб-сайты, позволяющие их авторам - блоггерам ( от англ.blogger) публиковать свои записи (посты), статьи, фотографии или видео и получать комментарии на них. Из совокупности блогов сформировалась блогосфера (от англ. blogosphere), которая представляет собой глобальное, но весьма неоднородное сообщество. В то же время с каждым годом влияние блогосферы на общество возрастает. Популярные блоггеры с аудиторией в десятки и даже сотни тысяч человек становятся лидерами общественного мнения, а их публикации на острые социальные и политические темы нередко получают большой общественный резонанс. Блоги уже превратились во влиятельные медиаресурсы, способные конкурировать с традиционными СМИ.
Как свидетельствует статистика, 67% глобальной аудитории сети Интернет посещают социальные сети и блоги, и популярность этих ресурсов растет в два раза быстрее, чем посещаемость «поисковиков», порталов, e-mail сайтов и программного обеспечения. Если рассматривать российскую аудиторию, то ежемесячно в Сеть заходят 65,9 млн. наших соотечественников, при этом 90% из них посещают социальные сети. .
Огромные потенциальные ресурсы социальных сетей руководство школы может использовать в своих интересах, рассматривая их как площадку для рассказа об интересных достижениях и инновациях, повышения узнаваемости и укрепления авторитета школьного учреждения. Не менее важно знать о негативных отзывах о школе, чтобы быстро и своевременно устранять возникающие проблемы. Такая форма получения обратной связи является самой оперативной и достоверной. А поскольку блоги и странички в социальных сетях воспринимаются как неформальная коммуникационная площадка, нужную и полезную для репутации школы информацию можно подать в форме частной беседы с другими пользователями. Таким сведениям больше доверяют.