Новости

04.12.2018

27 ноября в рамках курса «СО и реклама в бизнесе», который ведет доцент кафедры связей с общественностью и рекламы факультета МЖ Л.С.Сальникова, прошел мастер-класс руководителя департамента международных корпоративных коммуникаций ПАО Сбербанка (ЦА) Ю.А.Валикова. Бакалавры 3 курса отделения по связям с общественностью проявили большой интерес к новой для себя теме «Финансовый PR».

далее...

25.03.2018

Учебное пособие доцента МГИМО Л.С. Сальниковой «Репутационный менеджмент в помощь директору школы», М.2017 г., стало номинантом конкурса «Лучшая работа в связях с общественностью» Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» - 2018. По мнению руководителя экспертной группы данной номинации

далее...

Еще новости


Рейтинг@Mail.ru

Почему у нас не любят богатых


Слышали вы когда-ни- будь теплые, одобри­тельные слова о россий­ских предпринима­телях? Выступают ли они положительными героями в лите­ратуре и являются ли примером для подражания? По словам известного социолога, изучающего телевидение, даже продюсеры, снимающие телесе­риалы на деньги наших миллионеров, в душе их люто ненавидят, поэтому все бизнесмены у них получаются от­петыми негодяями.

Иное дело — на Западе. Там в голо­ву никому не придет считать преус­певающего соседа врагом нации, в предпринимателях там видят не враждебную силу, а самих себя, по­скольку цивилизованный рынок — это свободное экономическое про­странство, на котором ничто не ско­вывает личную активность, равно как и никто никого к бизнесу не при­нуждает. Следует учесть и то, что в основе уважительного отношения к западному предпринимателю лежит протестантская этика, которая эко­номический успех возвела в религи­озное призвание. Соответственно, трудолюбие, предприимчивость, эко­номность, дисциплинированность превратились в важнейшие доброде­тели преуспевающего человека.

Если на Западе протестантская эти­ка способствовала развитию капита­лизма, то на российской почве автори­тет трудолюбивого, стремящегося к богатству человека во все времена приживался с трудом, поскольку он плохо согласуется с православной тра­дицией, ставящей духовные устремле­ния личности гораздо выше мате­риальных. Вспомните хотя бы класси­ческих литературных героев — Обломова и Штольца. Излишне говорить, на чьей стороне симпатии автора романа.

Страстно обличал дух капитализма Ф. Достоевский. Уклад этот, по сло­вам писателя, «бесстыден, неразумен и безобразен», и главная его опас­ность — тлетворное влияние на «рус­скую душу», далекую от голого ра­ционализма. Но несправедливо было бы упрекать великого писателя в ре­акционности, ведь он жил в стране, где богатству предпочиталась аскетичность, где особым уважением пользовались великомученики, гото­вые к жертвенности во имя социаль­ной справедливости. Практики, обла­дающие передовыми знаниями и готовностью к прогрессивным преоб­разованиям, призывающие к кропот­ливой, созидательной работе, востре­бованы не были, поскольку экономи­ка и предпринимательство пребыва­ли на периферии общественного сознания. Ничего удивительного в этом нет: на Руси никогда не суще­ствовало по-настоящему свободных и независимых людей, кроме царя и его семьи. Даже бояре, а позднее дворя­не, владели данной им землей в опре­деленных рамках: в любое время го­сударь мог лишить их собственности.

И хотя время нынче совсем другое, мы одной ногой все еще в том много­вековом прошлом, где чувства прео­бладают над разумом, где некритич­ность и нарциссизм все еще вызыва­ют отрицание рациональности как таковой — «умом Россию не понять

Эту особенность нашей нацио­нальной ментальности необходимо учитывать тем, кто твердо встал на путь капитализма. Им придется еще долго чувствовать за спиной осуждающие взгляды и довольствоваться репутацией бандитов и воров.

Чего греха таить, не всегда подобные обвинения беспочвенны. Занятие бизнесом иногда предполагает нарушение правовых, моральных и гражданских норм — таковы корпоративные правила игры. Но есть в бизнесе и другое незыблемое правило, которое гласит: «Потеряешь доверие и доброе имя — потеряешь все». Возможно. для нашего отечества эта истина еще не до конца очевидна, поэтому наши граждане, не задумываясь, ставят знак равенства между бизнесом и криминалом. По данным ВЦИОМ, 45 % опрошенных россиян • :: российские

бизнесмены заработали свои капиталы путем махинаций, воровства, грабежей. 10 % — путем взяточничества, и лишь 7 опрошенных отдают дань их личной предприимчивости.

На негативную репутацию предпринимателя в глазах общества работает и тот простой доврд, что никакой культуры бизнеса, кроме культуры теневой экономики при социализме не было — откуда же могут взяться цивилизованные стандарты рынка? Как следствие, в ходе реформ на стыке неразвитой правовой базы и отсутствия этических традиций в сфере бизнеса возникло социальное напряжение. Его буквально кожей чувствуют сами предприниматели. Как показывают опросы, более половины представителей малого бизнеса уверены, что сограждане считают их жуликами. Сами же они объясняют причины ухода в «свободное плавание» плохим материальным положением (25°0) и .личной активностью (30%).Только небольшая часть опрошенных (7%) стыдливо упоминает о таком побудительном мотиве, как стремление к богатству.

Узнаете загадочную русскую душу, которая пытается отрицать главный принцип бизнеса — обогащение ? Из глубины веков наше коллективное бессознательное продолжает нашептывать: «Быть богатым неприлично, бездуховно, безнравствен- 45 % опрошенных россиян убеждены, что российские бизнесмены заработали свои капиталы путем махинаций

но». И этому архаичному, отжившему свой век убеждению все еще привержены не только простые граждане, но, что гораздо хуже, сами отечественные бизнесмены. Может быть, поэтому мы все никак не можем построить цивилизованные рыночные отношения и реабилитировать в глазах общества фигуру бизнесмена?

Недавно довелось беседовать с двумя американскими консультантами, работающими с российскими компаниями. «Вы потрясающий народ, — делились они впечатлениями. — Пытаетесь строить какой-то иррациональный капитализм. Любого западного бизнесмена прежде всего волнует вопрос «как?», вы же задаетесь вечным вопросом «зачем?». Для вас деньги не являются главной целью бизнеса, это скорее средство для разрешения внутренних противоречий».

Американцам было непонятно, почему «новые русские» с трудом овладевают такими важными для бизнеса психологическими качествами, как умение брать на себя ответственность и делать выбор, быть готовыми к риску. Подшучивали они и над скрытой неуверенностью наших нуворишей в себе, которая побуждает их преувеличенно демонстрировать собственную значимость, замахиваться на грандиозные проекты.

Для объяснения всех этих особенностей «бизнеса по-русски» заморским консультантам пришлось бы долго рассказывать про такие характерные черты современной российской жизни, как нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, правовая незащищенность, которые рождают у предпринимателя не проходящее чувство тревоги и напряжения. Отсюда и его проблемы с самоидентификацией и самоуважением.

Наверное, хватит убеждать себя в том, что россиянам чужды рыночные ценности. На дворе XXI век, и уже даже школьник знает, что успехи нашего бизнеса напрямую связаны с успехами экономических преобразований. Предприимчивые, инициативные люди сегодня нужны как никогда, ведь частный бизнес составляет основу любой развитой страны, поскольку создает рабочие места, платит налоги, формирует социальную инфраструктуру и средний класс — класс наемных менеджеров. При этом в бизнесмены готов идти далеко не каждый, тут необходимо сочетание в одной личности сразу многих довольно редких качеств — упорства, невероятной работоспособности и самодисциплины, нестандартности мышления, веры в свои силы, умения брать на себя ответственность и держать удар. Разве не нуждается такой тяжелый труд в социальном одобрении?

Наивно рассчитывать, что когда-ни- будь рядовые граждане это осознают и скажут «спасибо» своим богатым согражданам. Проблемой формирования положительной репутации российского предпринимательства самое время заняться самим предпринимателям, и Ассоциация Менеджеров могла бы выступить инициатором решения этой проблемы. Ведь именно члены Ассоциации — самая «продвинутая» часть общества, носители новых экономических отношений, от их успешной деятельности все более зависят развитие национальной экономики, социальная и политическая стабильность общества, необратимость демократических перемен.

Copyright © 2012, L.S. Consulting. All Rights Reserved.