Издательство «ЮРАЙТ» выпустило учебник
Людмилы Сальниковой «Репутационный менеджмент:
современные подходы и технологии» . Это практически первое в нашей
стране учебное издание, которое системно и всесторонне
рассматривает все аспекты управления репутацией, базируясь при этом не
только на зарубежном опыте, но и на российских реалиях.
Автор учебника - Людмила Сальникова, известный эксперт в области
управления репутацией – сегодня у нас в гостях.
-
Почему такой учебник вышел именно сейчас? Наконец-то назрела
необходимость?
- Необходимость выхода
книги , на мой взгляд, назрела давным-давно. В условиях
глобализации стало ясно: главное, что позволяет сегодня быть успешным и
стабильным на рынке – динамичном, непредсказуемом,
– это отнюдь не накопленные богатства, материальные активы и счета в
банках, а деловая репутация, которая превратилась в
решающее конкурентное преимущество, позволяющее капитализировать
бизнес. Но если во всем мире роль и значение деловой
репутации уже давно оценены по достоинству, то в нашей стране репутация
«репутации», к сожалению, очень невысока. Многие
отечественные предприниматели, увы, считают, что доброе имя в нашей
стране ничего не стоит, главное – любой ценой заработать
побольше, тогда тебя и будут уважать. Такая недальновидная стратегия,
нацеленная на сиюминутную выгоду, порождает многие
наши экономические и социальные проблемы.
- В чем же это
выражается? И есть ли какая-то волшебная «пилюля», с
помощью которой можно быстро улучшить
ситуацию?-
Сейчас такую «пилюлю» усиленно ищет руководство страны, поскольку
всех волнует падение инвестиционной привлекательности российских
компаний, бегство капиталов, ослабление влияния России
в мировом сообществе. В качестве мер борьбы с этими негативными
явлениями предлагается все силы бросить на улучшение имиджа
российского государства, дескать, не умеем мы гордится своей страной,
демонстрировать ее величие. Но, к сожалению, у нас часто
путают репутацию с имиджем и подменяют одно понятие другим. Казаться
хорошей компанией и быть таковой не одно и то же. Вспомним
прогремевшие на весь мир скандалы, связанные с компаниями «Энрон» и
«Артур Андерсон». На рубеже веков они были символами
глобализма, процветающими корпорациями – и вдруг из-за некорректного
поведения, из-за обмана и подлога потеряли самый важный
свой актив - деловую репутацию, что привело их к весьма печальным
последствиям. И никакие усилия имиджмейкеров не помогли.
Этот кейс
наглядно показал всему миру разницу между имиджем и репутацией.
Если вместо серьезной работы над улучшением своих экономических
показателей, над достижением реальных успехов, заниматься
надуванием «мыльных пузырей», не имеющих никакого отношения к реальному
положению дел в компании, значит идти к банкротству.
Какое-то время можно обманывать потребителя, завернув невкусную конфету
в привлекательный фантик, но такую конфету быстро
«раскусят» и в следующий раз уже не
купят.
К
сожалению, пока мы умеем создавать только «потемкинские деревни»,
стараемся пустить пыль в глаза, но никто не думает о том, что надо
кропотливо работать над репутацией, реально развивать
экономику, на что потребуется не один месяц и даже год. При этом важно,
чтобы как внешнему миру, так и гражданам транслировались
осязаемые и очевидные успехи, а не красивые виртуальные картинки.
Задача учебника - рассмотреть технологии репутационного
менеджмента, которые помогают не «казаться» , а «быть».
- Отличаются ли эти
технологии от тех, что применяются на Западе?
- Коль
скоро наша страна становится частью мирового сообщества, она объективно
начинает жить по рыночным законам, сталкивается на практике с такими
понятиями как страновые и репутационные риски, из-за
которых российские компании часто недооцениваются на международных
фондовых биржах, при выходе на IPO. Ведущие отечественные компании уже
озабочены тем, как укрепить свой авторитет в острой
конкурентной борьбе, поэтому стали проявлять интерес к технологиями
управления репутацией. Но до последнего времени эти вопросы приходилось
изучать в основном по зарубежным
изданиям. Я же стремилась проанализировать накопленный на Западе опыт и
перенести его на отечественную почву. У нас, как
известно, собственная гордость, поэтому некоторые подходы и методы
управления деловой репутацией пришлось адаптировать
к российской ментальности.
Нельзя было не учитывать и
особые взаимоотношения между российской властью
и бизнесом, властью и обществом. В книге много кейсов и практических
материалов, накопленных мною и моими коллегами в результате
работы с российскими компаниями, госструктурами, общественными
организациями. Все они иллюстрируют специфику репутационных
инструментов , применяемых при работе с разными целевыми аудиториями.
Много внимания уделяется технологиям спасения репутации
в кризисных ситуациях. Рассматриваются в учебнике и такие востребованные
сегодня технологии как, например, GR, поскольку тотальная
коррупция, забюрокраченность всей нашей жизни требуют особых навыков в
работе с чиновниками.
Не менее
востребованы сегодня и технологии IR ( взаимодействие с инвестиционным
сообществом), поскольку без притока инвестиции наша
экономика развиваться не может, но повысить инвестиционную
привлекательность страны, региона, отдельной организации невозможно,
если у них нет позитивной деловой репутации. Остро стоят в нашем
обществе вопросы корпоративной социальной ответственности
бизнеса, построения эффективных внутрикорпоративных коммуникаций. Эти
аспекты репутационного менеджмента тоже затрагиваются
в учебнике.
– Сейчас всё
активнее обсуждается тема личного брендинга. Как она
соотносится с темой деловой репутации ?
- Когда
речь заходит о построении деловой репутации руководителя, нельзя обойти
стороной вопросы построения и продвижения персонального бренда. Не
случайно, одна из глав издания посвящена вопросам управления
карьерой, что неразрывно связано с авторитетом, репутацией личности.
Полагаю, этот раздел с интересом прочитают и те, кто
только начинает строить карьеру, и те, кто уже занял статусную позицию в
управленческой иерархии. Причем, лидеру, достигшему
карьерных вершин, нередко бывает сложнее, чем тому, кто лишь начинает
свой путь к успеху.
- На кого рассчитано это учебное
издание?
- Думаю, что у
него несколько целевых аудиторий. Прежде всего, это
учебник для бакалавров, издательство «Юрайт» даже сделало на нём
пометку: «Углубленный курс», предполагая, что современный
выпускник вуза должен владеть этой дисциплиной. В то же время надеюсь,
что данная книга будет полезна и руководителям организаций,
и бизнесменам, и специалистам по связям с общественностью, и социологам.
Это не только учебник, но и практическое пособие,
содержащее набор самых современных коммуникационных инструментов, взятых
из новейшей практики, некоторые из них еще не
успели попадать в вузовские учебники по связям с общественностью –
слишком стремительно развиваются социально-экономические
процессы как в нашей стране, так и во всем мире. Я старалась
действовать на опережение – рассматривать те современные подходы
и технологии в области управления репутацией, которые задают тренд на
будущее. Очень хочется, чтобы учебник оказался интерактивным
и открытым для нового опыта.