Самоидентификация личности
В предыдущей статье шел разговор о том, как создать образ директора школы, который бы оказался позитивным и запоминающимся, но при этом правдивым, отражающим реальные достоинства руководителя учебного заведения. В таком случае имидж становится важной составной частью деловой репутации и помогает завоевать доверие и авторитет. Однако репутация не является бронзовым памятником самому себе, который не предполагает никаких изменений. Развивается личность – изменяется (в лучшую или худшую сторону) общественное мнение об этой личности. Как сделать так, чтобы личностное развитие шло в нужном направлении, укрепляя тем самым авторитет лидера?
Ответ на этот вопрос очевиден: руководителю следует осознанно и целенаправленно развивать наиболее сильные стороны своей личности, одновременно работая над теми управленческими навыками, которыми он пока не владеет в должной мере. Самостоятельно провести ревизию собственных личностных ресурсов бывает довольно сложно, поэтому руководители, как правило, прибегают к помощи специалистов по репутационному менеджменту, которые проводят коммуникационный аудит. Он представляет собой углубленное интервью специалиста с первым лицом, в результате которого закладывается прочный информационный фундамент репутации лидера, определяются его сильные и слабые стороны, намечается направление позитивных перемен.
Задача эта непростая, поскольку руководитель далеко не всегда готов честно и непредвзято взглянуть на себя со стороны, да и не каждый имеет опыт общения со специалистами такого рода, поэтому может относиться к ним с недоверием. В таком случаем можно попробовать для начала провести интервью с самим собой. Конечно, результаты этого эксперимента нельзя сравнить с работой профессионала, но какую-то информацию для размышлений получить все-таки можно.
Перед вами опросной лист, содержащий в себе несколько блоков вопросов, посвященных определенной тематике. Попробуйте ответить на каждый вопрос максимально полно и объективно. После того, как ответы на все вопросы будут получены, проанализируйте их - возможно, вы откроете для себя новые горизонты самосовершенствования. Самоидентификация личности – первый шаг к позитивным изменениям.
I. Личностный блок
( помогает определить круг интересов и предпочтений, образ жизни)
1.Биография, семья
1.1. Какая у вас семья: большая ? дружная?
1.2. Какие у вас семейные традиции?
1.3. Чем увлекались в детстве?
1.4. Что запомнилось о школе, в которой вы учились?
1.5.Есть ли друзья со школьных времен?
1.6. Остается ли у вас время для встреч с друзьями?
1.7.Есть ли дети? Много ли времени проводите с семьей, детьми?
1.8. Как проводите отпуск?
1.9.Часто ли посещаете культурные и светские мероприятия?
1.10.Есть ли у вас хобби?
1.11.Являетесь ли вы членом какого-либо клубного сообщества?
1.12. Есть ли у вас любимая книга?
1.13.Как вы поддерживаете свою физическую форму?
1.14.Как обычно строится ваш рабочий день?
2. Имидж
2.1.Консультировал ли вас кто-либо относительно вашего имиджа?
2.2.Кто занимается подбором гардероба для вас?
2.3.Где вы предпочитаете приобретать одежду?
2.4.Ваш любимый цвет в одежде?
2.5.Ваш любимый стиль одежды?
2.6.Насколько вы следите за модой в деловом костюме?
2.7.Общительный ли Вы человек?
2.8.Чувствуете ли вы дискомфорт при публичном выступлении?
2.9.Легко ли вам вести непринужденные светские беседы?
2.10.Есть ли в Вашей речи так называемые слова-паразиты?
2.11.Как вам проще выражать свои мысли – устно или письменно?
2.12.Помогает ли обычно вам кто-либо готовить текст (тезисы) вашего публичного выступления?
2.13.Какие свои личностные качества вы считаете наиболее сильными?
2.14.Какие качества вы хотели бы сделать главными в формировании вашего образа?
2.15.Как бы вы сами охарактеризовали тот образ, который будет представлен публике?
II. Профессиональный блок
(помогает определить сферу профессиональных интересов и управленческий стиль)
1.Какие производственные задачи вы считаете необходимо решить в первую очередь?
2.Что изменилось в школе за время вашего руководства?
3.С какими сложностями вы столкнулись в первую очередь, возглавив школу?
4.Участвуете ли вы в профессиональных конференциях, семинарах и других мероприятиях профессионального сообщества? В какой роли?
5.Можете ли вы говорить о своей карьере как о чем-то, четко просчитанном, или многое решалось как бы случайно?
6.Как вы можете охарактеризовать себя как управленца и педагога?
7.Какие результаты вашей работы на посту директора школы вы можете назвать своими достижениями?
8.Были ли неудачи, о которых вы сожалеете?
9.Считаете ли вы, что полностью реализуете свой потенциал на данной управленческой позиции?
10. Каковы планы вашего дальнейшего профессионального и карьерного роста?
11.Есть ли у Вас планы относительно политической и/или общественной активности?
12.Есть ли у Вас планы относительно научной активности?
13. Какие свои профессиональные и менеджерские качества вы бы положили в основу своей деловой репутации?
III. Медийный блок
(помогает определить уровень информационной открытости и коммуникативной компетентности)
1. Как вы относитесь к интервью с журналистами (спокойно, тревожно, позитивно, негативно)?
2. Какие газеты/журналы вы читаете ежедневно?
3. Какие телепрограммы стараетесь посмотреть обязательно?
4. Есть ли у вас личные знакомые среди журналистов?
5. Принимали ли вы участие в телепрограммах? Каких? Какие впечатления у вас сложились?
6. Был ли у вас лично какой-то негативный опыт общения с журналистами? (неверная трактовка ваших слов, негативные последствия от публикации ваших слов и т.п.)
7. Есть ли конкретные журналисты или издания, с которыми вам бы не хотелось работать?
8. Замечали ли вы некорректное отражение ситуации по вопросам, в которых вы компетентны, в материалах деловых СМИ?
9. Кто кроме вас уполномочен общаться со СМИ от имени школы?
10. Какой блок вопросов о деятельности школы вы готовы освещать в СМИ?
11. Есть ли какие-либо «запретные темы» для СМИ?
Для получения полного представления о самом себе коммуникационного аудита недостаточно. После работы с опросным листом у директора школы наверняка возникнет много вопросов к самому себе. А поскольку найти ответы на них самостоятельно не удастся, следующим этапом будет обращение к специалисту для проведения дальнейшей психологической диагностики руководителя. Разумеется, полученные результаты не подлежат разглашению.
Прежде всего, чрезвычайно важно определить деловые качества руководителя, поскольку именно они являются базовыми компонентами его деловой репутации. Вот, например, как выглядит перечень требований к управленцам в Великобритании:
- понимание природы управленческих процессов, знание функциональных обязанностей и стилей работы руководителя, владение технологиями повышения эффективности управления;
- способность разбираться в современных информационных технологиях и средствах коммуникации;
- умение выражать свои мысли и ораторские способности;
- владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования взаимоотношений между подчиненными;
- способность устанавливать эффективные контакты с клиентами и партнерами, планировать и прогнозировать взаимодействие с ними;
- способность к адекватной самооценке, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию.
По сути дела, речь идет об управленческой компетентности первого лица. Для того, чтобы управленец пользовался авторитетом и влиянием, он должен сочетать в себе гибкость и сильную волю, претворять свои решения в жизнь оперативно и без лишних колебаний, всегда завершать начатое. Для реализации своей компетенции руководителю необходимы организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений. Способный организатор опирается на мнение коллектива, его настойчивость никогда не переходит в упрямство и нетерпимость к чужой точке зрения, что не исключает твердой дисциплины и контроля.
Управленческие способности, как и все другие , во многом определяются природными задатками. Существует много подходов к определению перечня тех качеств, которыми должен обладать успешный руководитель. Однако большинство экспертов сходится во мнение, что к базовым следует отнести следующие качества:
- открытость, экстравертность;
- любознательность, восприимчивость к новому;
- решительность, ориентированность на результат;
- терпимость к своим и чужим ошибкам, наставничество, готовность способствовать развитию сотрудников;
- обаяние, доброжелательность, умение слушать других;
- уверенность в себе, невозмутимость, гибкость, свобода от предрассудков.
Если руководитель не обнаружил у себя каких-то талантов из приведенного списка, это вовсе не означает, что он не может стать хорошим управленцем. Любое качество можно при желании развить, любым навыком можно овладеть.
Но для начала можно попробовать самостоятельно измерить свои деловые и личностные качества, приведенные в таблице №1, дав им оценку от 1 до 5:
Таблица 1.Оценка личностных и деловых качеств руководителя
Полученный в результате анкетирования социально-психологический профиль позволяет выявить наиболее уязвимые стороны деятельности руководителя. Их можно рассматривать как реперные точки при построении программы личностного роста.
Особое внимание в данной программе следует уделить развитию коммуникационной компетентности первого лица школьного учреждения, поскольку именно это качество является решающим в способности транслировать позитивную информацию о школе целевым аудиториям.
Под коммуникативной компетентностью понимаются следующие качества руководителя:
- эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями;
- владение навыками ораторского искусства, умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе;
- способность разрешать напряженные и конфликтные ситуации, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений;
- способность вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование психологических особенностей собеседника;
- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
- владение навыком идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и относится к нему с эмпатией.
Для развития всех перечисленных навыков и умений специалистами разрабатывается серия персональных тренингов и консультаций, направленных на снятие внутренних ограничений и выявление неиспользованных ресурсов, помогающих нивелировать недостатки и развивать сильные стороны личности.
После того, как руководитель оценил свои личностные ресурсы и поработал над расширением своих возможностей, можно переходить к построению стабильной, долгосрочной деловой репутации, которая будет базироваться на самых сильных качествах руководителя школьного учреждения.
Ответ на этот вопрос очевиден: руководителю следует осознанно и целенаправленно развивать наиболее сильные стороны своей личности, одновременно работая над теми управленческими навыками, которыми он пока не владеет в должной мере. Самостоятельно провести ревизию собственных личностных ресурсов бывает довольно сложно, поэтому руководители, как правило, прибегают к помощи специалистов по репутационному менеджменту, которые проводят коммуникационный аудит. Он представляет собой углубленное интервью специалиста с первым лицом, в результате которого закладывается прочный информационный фундамент репутации лидера, определяются его сильные и слабые стороны, намечается направление позитивных перемен.
Задача эта непростая, поскольку руководитель далеко не всегда готов честно и непредвзято взглянуть на себя со стороны, да и не каждый имеет опыт общения со специалистами такого рода, поэтому может относиться к ним с недоверием. В таком случаем можно попробовать для начала провести интервью с самим собой. Конечно, результаты этого эксперимента нельзя сравнить с работой профессионала, но какую-то информацию для размышлений получить все-таки можно.
Перед вами опросной лист, содержащий в себе несколько блоков вопросов, посвященных определенной тематике. Попробуйте ответить на каждый вопрос максимально полно и объективно. После того, как ответы на все вопросы будут получены, проанализируйте их - возможно, вы откроете для себя новые горизонты самосовершенствования. Самоидентификация личности – первый шаг к позитивным изменениям.
Опросный лист
I. Личностный блок
( помогает определить круг интересов и предпочтений, образ жизни)
1.Биография, семья
1.1. Какая у вас семья: большая ? дружная?
1.2. Какие у вас семейные традиции?
1.3. Чем увлекались в детстве?
1.4. Что запомнилось о школе, в которой вы учились?
1.5.Есть ли друзья со школьных времен?
1.6. Остается ли у вас время для встреч с друзьями?
1.7.Есть ли дети? Много ли времени проводите с семьей, детьми?
1.8. Как проводите отпуск?
1.9.Часто ли посещаете культурные и светские мероприятия?
1.10.Есть ли у вас хобби?
1.11.Являетесь ли вы членом какого-либо клубного сообщества?
1.12. Есть ли у вас любимая книга?
1.13.Как вы поддерживаете свою физическую форму?
1.14.Как обычно строится ваш рабочий день?
2. Имидж
2.1.Консультировал ли вас кто-либо относительно вашего имиджа?
2.2.Кто занимается подбором гардероба для вас?
2.3.Где вы предпочитаете приобретать одежду?
2.4.Ваш любимый цвет в одежде?
2.5.Ваш любимый стиль одежды?
2.6.Насколько вы следите за модой в деловом костюме?
2.7.Общительный ли Вы человек?
2.8.Чувствуете ли вы дискомфорт при публичном выступлении?
2.9.Легко ли вам вести непринужденные светские беседы?
2.10.Есть ли в Вашей речи так называемые слова-паразиты?
2.11.Как вам проще выражать свои мысли – устно или письменно?
2.12.Помогает ли обычно вам кто-либо готовить текст (тезисы) вашего публичного выступления?
2.13.Какие свои личностные качества вы считаете наиболее сильными?
2.14.Какие качества вы хотели бы сделать главными в формировании вашего образа?
2.15.Как бы вы сами охарактеризовали тот образ, который будет представлен публике?
II. Профессиональный блок
(помогает определить сферу профессиональных интересов и управленческий стиль)
1.Какие производственные задачи вы считаете необходимо решить в первую очередь?
2.Что изменилось в школе за время вашего руководства?
3.С какими сложностями вы столкнулись в первую очередь, возглавив школу?
4.Участвуете ли вы в профессиональных конференциях, семинарах и других мероприятиях профессионального сообщества? В какой роли?
5.Можете ли вы говорить о своей карьере как о чем-то, четко просчитанном, или многое решалось как бы случайно?
6.Как вы можете охарактеризовать себя как управленца и педагога?
7.Какие результаты вашей работы на посту директора школы вы можете назвать своими достижениями?
8.Были ли неудачи, о которых вы сожалеете?
9.Считаете ли вы, что полностью реализуете свой потенциал на данной управленческой позиции?
10. Каковы планы вашего дальнейшего профессионального и карьерного роста?
11.Есть ли у Вас планы относительно политической и/или общественной активности?
12.Есть ли у Вас планы относительно научной активности?
13. Какие свои профессиональные и менеджерские качества вы бы положили в основу своей деловой репутации?
III. Медийный блок
(помогает определить уровень информационной открытости и коммуникативной компетентности)
1. Как вы относитесь к интервью с журналистами (спокойно, тревожно, позитивно, негативно)?
2. Какие газеты/журналы вы читаете ежедневно?
3. Какие телепрограммы стараетесь посмотреть обязательно?
4. Есть ли у вас личные знакомые среди журналистов?
5. Принимали ли вы участие в телепрограммах? Каких? Какие впечатления у вас сложились?
6. Был ли у вас лично какой-то негативный опыт общения с журналистами? (неверная трактовка ваших слов, негативные последствия от публикации ваших слов и т.п.)
7. Есть ли конкретные журналисты или издания, с которыми вам бы не хотелось работать?
8. Замечали ли вы некорректное отражение ситуации по вопросам, в которых вы компетентны, в материалах деловых СМИ?
9. Кто кроме вас уполномочен общаться со СМИ от имени школы?
10. Какой блок вопросов о деятельности школы вы готовы освещать в СМИ?
11. Есть ли какие-либо «запретные темы» для СМИ?
Для получения полного представления о самом себе коммуникационного аудита недостаточно. После работы с опросным листом у директора школы наверняка возникнет много вопросов к самому себе. А поскольку найти ответы на них самостоятельно не удастся, следующим этапом будет обращение к специалисту для проведения дальнейшей психологической диагностики руководителя. Разумеется, полученные результаты не подлежат разглашению.
Прежде всего, чрезвычайно важно определить деловые качества руководителя, поскольку именно они являются базовыми компонентами его деловой репутации. Вот, например, как выглядит перечень требований к управленцам в Великобритании:
- понимание природы управленческих процессов, знание функциональных обязанностей и стилей работы руководителя, владение технологиями повышения эффективности управления;
- способность разбираться в современных информационных технологиях и средствах коммуникации;
- умение выражать свои мысли и ораторские способности;
- владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования взаимоотношений между подчиненными;
- способность устанавливать эффективные контакты с клиентами и партнерами, планировать и прогнозировать взаимодействие с ними;
- способность к адекватной самооценке, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию.
По сути дела, речь идет об управленческой компетентности первого лица. Для того, чтобы управленец пользовался авторитетом и влиянием, он должен сочетать в себе гибкость и сильную волю, претворять свои решения в жизнь оперативно и без лишних колебаний, всегда завершать начатое. Для реализации своей компетенции руководителю необходимы организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений. Способный организатор опирается на мнение коллектива, его настойчивость никогда не переходит в упрямство и нетерпимость к чужой точке зрения, что не исключает твердой дисциплины и контроля.
Управленческие способности, как и все другие , во многом определяются природными задатками. Существует много подходов к определению перечня тех качеств, которыми должен обладать успешный руководитель. Однако большинство экспертов сходится во мнение, что к базовым следует отнести следующие качества:
- открытость, экстравертность;
- любознательность, восприимчивость к новому;
- решительность, ориентированность на результат;
- терпимость к своим и чужим ошибкам, наставничество, готовность способствовать развитию сотрудников;
- обаяние, доброжелательность, умение слушать других;
- уверенность в себе, невозмутимость, гибкость, свобода от предрассудков.
Если руководитель не обнаружил у себя каких-то талантов из приведенного списка, это вовсе не означает, что он не может стать хорошим управленцем. Любое качество можно при желании развить, любым навыком можно овладеть.
Но для начала можно попробовать самостоятельно измерить свои деловые и личностные качества, приведенные в таблице №1, дав им оценку от 1 до 5:
Таблица 1.Оценка личностных и деловых качеств руководителя
Способность к анализу, к работе с использованием абстрактных понятий | 5 4 3 2 1 | Ориентация на практику, на конкретные действия |
Творческий подход, способность к принятию нестандартных решений | 5 4 3 2 1 | Ориентация на привычный порядок, на стандартные решения |
Хорошо развиты организаторские способности | 5 4 3 2 1 | Плохой организатор |
Хорошая деловая хватка | 5 4 3 2 1 | Отсутствие деловой хватки |
Хорошие навыки формулирования мыслей и их письменного изложения | 5 4 3 2 1 | Большие затруднения при подготовке отчетов, документов |
Хорошие ораторские навыки, красноречие | 5 4 3 2 1 | Страх публичных выступлений, бедный словарный запас, неумение выражать свои мысли |
Умение слушать и слышать других | 5 4 3 2 1 | Невнимательность к говорящему, стремление его перебивать |
Сильная воля, настойчивость в достижении намеченного | 5 4 3 2 1 | Быстро отступает под давлением других людей или обстоятельств |
Сдержанность в выражении чувств, хороший эмоциональный контроль | 5 4 3 2 1 | Импульсивность, вспыльчивость |
Умение общаться, эффективное взаимодействие с другими людьми | 5 4 3 2 1 | Плохая коммуникабельность, трудности при общении с новыми людьми |
Стремление к дальнейшим карьерным высотам | 5 4 3 2 1 | Нет карьерных амбиций |
Открытость для контактов с подчиненными, учениками, родителями | 5 4 3 2 1 | Закрытость в общении с подчиненными |
Полученный в результате анкетирования социально-психологический профиль позволяет выявить наиболее уязвимые стороны деятельности руководителя. Их можно рассматривать как реперные точки при построении программы личностного роста.
Особое внимание в данной программе следует уделить развитию коммуникационной компетентности первого лица школьного учреждения, поскольку именно это качество является решающим в способности транслировать позитивную информацию о школе целевым аудиториям.
Под коммуникативной компетентностью понимаются следующие качества руководителя:
- эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями;
- владение навыками ораторского искусства, умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе;
- способность разрешать напряженные и конфликтные ситуации, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений;
- способность вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование психологических особенностей собеседника;
- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
- владение навыком идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и относится к нему с эмпатией.
Для развития всех перечисленных навыков и умений специалистами разрабатывается серия персональных тренингов и консультаций, направленных на снятие внутренних ограничений и выявление неиспользованных ресурсов, помогающих нивелировать недостатки и развивать сильные стороны личности.
После того, как руководитель оценил свои личностные ресурсы и поработал над расширением своих возможностей, можно переходить к построению стабильной, долгосрочной деловой репутации, которая будет базироваться на самых сильных качествах руководителя школьного учреждения.